Слушайте музыку!
Хочу поделиться впечатлениями от VI Московского камерного фестиваля «Семь танцующих». Его ключевыми словами я бы назвала стихию свободного танца, музыкальные танцевальные и поэтические импровизации. Этим понятиям так или иначе соответствовали все представленные коллективы. Нельзя не отметить общий рост мастерства участников, яркую фантазию образов, прекрасный подбор музыкальных произведений, очевидную режиссерскую работу художественных руководителей.
«Круглый стол» и мастер-классы, прошедшие в рамках фестиваля, выявили согласованность идеологии большинства студий, а также общие проблемы и готовность предложить их конкретные решения.
В то же время каждый коллектив показал собственный вариант постановочного действия, разнообразные приемы репетиционной работы.
Особенно запомнились выступления Нижегородской школы пластики и импровизационного танца «Айседора» под руководством Ольги Малицкой. Уникальная методика, которую использует школа, названа «вибропластикой». В ее основе — волнообразные движения тела в соответствии с биоритмами организма и, конечно, музыкой. Танец создает впечатление гармоничного исполнения музыкальных произведений средствами пластики. Все студийки необычайно чутко реагируют на мелодию, ритм, эмоциональную окраску музыки.
Организатор фестиваля — московская студия «Dance-o-Dora» под руководством Ольги Мазневой и Дины Вайнер (Мазневой) в очередной раз продемонстрировала высокий исполнительский и постановочный уровень (танцевальные картины «Эдит Пиаф навсегда»).
Самая большая из московских студий, творчески продолжающих традиции Айседоры Дункан и ее учеников в России: Эммы Фиш, Стефаниды Рудневой, Натальи Фёдоровой, студия снова показала выступления, которые запомнились ярким лиризмом, сложными ритмическими композициями, слаженностью работы труппы. Она вполне способна выйти на профессиональные подмостки и уже несколько лет ведет активную концертную и культурно-образовательную работу в Москве и других городах России.
Студия музыкального движения «Терпсихора» (Татьяна Трифонова — Москва) базируется на методике музыкального движения С. Рудневой в сопровождении профессиональной пианистки А. Давыдовой. Много внимания уделяется дыханию, импровизации, обширному выбору авторов: от Вивальди, Баха, Глинки, Чайковского до современных композиторов.
Студия-театр «Музыка…Образ…Танец…» под руководством Юлии Тагали (Москва) существует уже более пяти лет. Ее уникальность состоит в том, что в работе студии, как правило, отсутствует методическое обучение и повторение. Под звуки музыки рождается образ, который воплощается для каждого исполнителя в собственный танец. Главное в работе студии — свободная пластическая импровизация при единении всех муз. В репертуаре коллектива — театрально-танцевальные номера, музыкально-поэтические композиции с использованием музыки и стихов самого широкого диапазона. На нынешний фестиваль студия представила несколько таких авторских композиций, в том числе спектакль на музыку М. Таравердиева.
Очевиден прогресс эмоциональной составляющей и приемов пластического движения в импровизационном танце руководительницы студии Юлии Тагали.
Группа в Студия восточного танца «Джан» (от тюркского — «душа») под руководством Светланы Акуловой (Пермь) дает положительный настрой и снимает напряжение. Итогом психологического исследования на тему «Влияние танца на эмоционально-личностную сферу женщины» стал вывод, что свободный от тренинга, физиологически комфортный танец вырабатывает положительные эмоции. Используя традиционные движения национальных танцев разных народов, занятия студии обеспечивают и лечебный эффект, уменьшая нагрузки опорно-двигательного аппарата.
Настоящим украшением фестиваля стало выступление вне программы Народной артистки России, руководителя театра «Московия» Лилии Сабитовой.
Все коллективы, принявшие участие в фестивале «Семь танцующих», по-своему самобытны и оригинальны. Но единым для них является понимание танца, пластики как творческого раскрепощения, способности к импровизации, разбуженной музыкальными образами. От небольшого этюда, песни, джазовой или фольклорной композиции до масштабного классического произведения, инструментальной музыки, вокала и, наконец, стихов — все жанры могут служить источником творчества и рождать танец. Поэтому закончить мой небольшой обзор хочется так:
Слушайте, слушайте! Музыка
льётся с открытых небес
ливней полосками узкими,
стрелами грозных чудес.
Слушайте музыку, слушайте:
солнце играет в ручьях,
в каплях, потоках и лужицах,
в майских весёлых лучах.
Слушайте звоны и рокоты,
розовых зорь тишину,
шорохи, вздохи и шёпоты,
тайных ночей глубину.
Слушайте звуки гармонии -
той, что подвластны миры,
нашей, что вышла и тронула
песенной ширью игры.
Слушайте музыку вечную
в трепете стана и рук,
струями нежными, млечными
в танце смыкающих круг.
Слушайте, слушайте, слушайте!
Не говорите: «Глухи» -
ухом и душами чуткими,
ритмами сердца - стихи.
Музыку слушайте, слушайте...
Анна Младковская
|